Развивай речь смолоду. Нужен ли логопед в детском саду
Количество детей с патологией речи в последние годы резко увеличилось. Упрямая статистика говорит о том, что около 40% малышей детсадовского возраста нуждается в помощи педагога – логопеда. Однако многие родители в силу занятости не способны обеспечить ребенку полноценные занятия со специалистом. Именно поэтому очень важно, чтобы в детском саду дети находились под пристальным вниманием логопеда.
Все могут логопеды…
Многие родители считают, что задача логопеда – научить ребенка выговаривать тот или иной звук. На самом деле его область деятельности намного шире:
- Развитие связной речи
- Развитие мелкой моторики
- Обучение обобщению предметов
- Обучение отличать на слух звуки
Эти умения можно смело назвать фундаментом для будущего развития ребенка. Ведь если он не умеет грамотно и правильно говорить, в школе у него возникнут проблемы с такими науками как история, литература, география. Если он не умеет различать звуки на слух, возникнут трудности с русским языком. Если у него плохо работают пальчики, малыш не научится писать. Если ребенок не умеет обобщать, можно ставить крест на его математическом будущем. Упустив многие проблемы с речью в детсадовском возрасте, они обязательно дадут о себе знать в школе, а потом и в последующей жизни.
Наиболее благоприятный возраст для занятий с логопедом – 4-5 лет. Однако если проблемы с речью замечены в более раннем возрасте, откладывать их решение не стоит.
Логопед, который работает в детском саду, наблюдает за малышами и диагностирует речевые проблемы каждого. В дневнике специалист фиксирует все нарушения и проводит корректирующие занятия с каждым малышом индивидуально либо формирует специальные группы для занятий. Кроме того, педагог работает с родителями и воспитателями, которые должны способствовать исправлению речевых дефектов ребенка.
Обычно логопед проводит занятия два раза в неделю, как правило, в утреннее время, когда ребенок наиболее работоспособен. Также он тщательно следит за результативностью занятий, корректируя программу, если это требуется. Обучение проводится в увлекательной форме с помощью карточек, игрушек, картинок, кубиков, песка, пластилина и любого другого материала.
Занятия рассчитаны на всестороннее развитие детей и разбиты по различным тематикам: «Наш город», «Игрушки», «Фрукты», «Одежда». Малыши с удовольствием занимаются и обучаются новым навыкам. Таким образом, результаты работы логопеда видны уже спустя несколько занятий.
После исправления речевых нарушений ребенок не только совершает скачок в интеллектуальном развитии, но и становится более уверенным в себе, самостоятельным и открытым.
Кому врача? Всем врача!
К сожалению, далеко не все детские сады могут похвастаться штатным логопедом. Зачастую приглашенный специалист (разумеется, за дополнительную плату!) выявляет детей с речевыми дефектами и работает по их устранению. Однако дети, у которых нет явных речевых патологий, не меньше остальных нуждаются в развитии речи. С ними специалист должен развивать:
- Лексическую и грамматическую речь
- Фонетическое представление
- Мелкую и артикуляционную моторику
- Координацию движений
- Внимание
- Память
Артикуляционная гимнастика – то, что нужно любому ребенку детсадовского возраста. Она позволяет дошколенку правильно произносить те или иные звуки. Даже если у малыша не обнаружено речевых патологий, артикуляционные упражнения с логопедом помогут ему овладевать речью в дальнейшем. Именно поэтому логопед должен заниматься абсолютно с любым ребенком, не важно, обнаружены у него проблемы с речью или нет.
Выходя из стен детского сада, ребята, с которыми занимался логопед, в школе добиваются намного больших успехов. По окончании садика они уже умеют осмысленно читать по слогам небольшие тексты, различать на слух все фонемы языка, контролировать звучание своей речи и многое другое. Адаптироваться к школе им намного проще, а сам процесс обучения у них проходит без особых затруднений.
Диагностика логопеда в детском саду очень важна, так как порой родители не способны самостоятельно разглядеть проблему, либо она им кажется несущественной. Регулярные занятия с логопедом помогут малышу не только освоить речь, но и стать более самостоятельным и открытым, а также отбросить все свои социально - коммуникативные комплексы.