«Много денег» – «много знаний»? Или…
Частные школы в России, несмотря на бурные дискуссии вокруг них, продолжают набирать популярность, да и количество их постепенно увеличивается. Главной темой споров остаётся качество обучения, а также его зависимость от стоимости. То есть многие полагают, что чем дороже обучение, тем оно лучше и престижнее. На практике дела обстоят несколько иначе.
Глобальное исследование экономистов Джузеппе Бертолы и Даниэля Чечи
Итальянские специалисты провели масштабное исследование, направленное на анализ связи элитарности образования и его стоимости. Примечательно, что в своём исследовании они затронули несколько десятков государств различного уровня развития, а также приняли во внимание несколько аспектов по результатам международной программы учащихся, касающиеся:
- Качества обучения, автономность учебной программы.
- Строгости отбора.
- Подотчётности перед родителями.
- Учебной нагрузки.
- Строгости дисциплины.
Все перечисленные аспекты были проанализированы в непосредственной связи со стоимостью обучения, чтобы показать целесообразность больших годовых расходов на содержание ребёнка в частном образовательном заведении, будь то частная школа с английским уклоном или акцентом на точные науки.
Качество обучения и автономность учебной программы
Мониторинг этого аспекта проводился относительно показателей государственных. Так результаты показывают, что средний балл успеваемости учеников на 30% выше такового у учащихся государственных. Такой же результат был получен и по остальным странам. При этом весьма показательно, что частная школа лучше готовит учеников как в развивающихся странах, так и в странах с высоким уровнем жизни. Отчасти это продиктовано мастерством и качеством подбора педагогического состава, которым легче работать с небольшими классами по 5-12 человек.
В целом можно уверенно констатировать, что качество приватного обучения в России лучше государственного. Нивелируется этим исследованием и миф о несостоятельности учебной программы, которая в абсолютном большинстве стран, включая Россию, подчинена официально утверждённой государственной и нацелена на обеспечение успешного поступления учащегося в ВУЗ.
Строгость отбора учеников
По строгости отбора учеников Россия демонстрирует равенство. Для поступления в частную начальную школу потребуются желание ученика, финансы родителей и стандартный для первоклассника объём знаний. Все родители, имея достаточно денег для обучения, могут сделать выбор в пользу любой понравившейся частной школы. И стоимость обучения не является цензовым условием, требующем от ребёнка сверх способностей.
А вот некоторые государственные лицеи и гимназии, предоставляя бесплатное обучение, пользуются своим статусом, производя строгий и довольно часто несправедливый отбор.
Подотчётность перед родителями
Отдавая ребёнка в частную школу, родители не перестают интересоваться успеваемостью и успехами своего чада. Частные школы России в большинстве своём идут на встречу родителям и способны предоставить исчерпывающую информацию об успехах, неудачах и проблемах ученика. Индивидуальный подход даёт свои плоды и в этом аспекте частная школа заметно выше государственной.
Примечательно, что данный аспект не зависит от стоимости обучения. Контроль успеваемости доступен и для родителей частных, и для родителей государственных учебных заведений.
Учебная нагрузка и строгая дисциплина
Мнение о попустительстве и расхлябанности учеников частных школ для детей ошибочно. Деньги не позволяют одному ребёнку преобладать над другим или допускать лишнее в общении с учителями и наставниками. Это одна из главных особенностей частных школ, которая делает их более привлекательными в сравнении с государственными.
Более того, многие родители требуют строго воспитания и увеличенной предметной нагрузки. Для государственной школы это непозволительная роскошь, ведь она связана учебной программой. А частная ставит это себе в плюс и активно развивает такое превосходство.
Выводы исследования, всё же, утверждают зависимость стоимости обучения и его качества. Количество выпускников приватных учебных заведений, поступивших в престижные ВУЗы значительно выше, да и комфорту учащихся можно позавидовать. Хотя бывают и исключения, но это лишь частные случаи, которых можно избежать при правильном подборе образовательного учреждения.