Трагическое одиночество Чацкого

Хочется надеяться, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не оставила девятиклассников равнодушными. Комедия прекрасного мастера слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что «не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных».

В ноябре 2016 года в 9 классе проведен открытый урок по литературе «Трагическое одиночество Чацкого». В начале урока были предложены «грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»): надо было закончить фразу и за правильный ответ получить 1 балл.
Например: Уж коли зло пресечь: забрать ….. /все книги бы да сжечь/.

С 25 «поговорками» учащиеся справились без особого труда: комедию прочитали. Самым активным оказался Михаил Кравченко.

Сообщения, подготовленные дома, показали, что девятиклассники понимают своеобразие бессмертной комедии Грибоедова, владеют монологической речью.

Тимофей Хопрянинов рассказал об идейном замысле комедии и ее композиции.

Степан Цыбин дал характеристику защитникам старины, представителям «века минувшего».

Михаил Кравченко очень энергично представил Александра Андреевича Чацкого. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века – это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям. Интересна и личная драма Чацкого.
Анна Береснева и Артур Кадников проанализировали ключевую сцену комедии (действие III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого. Анна целенаправленно выделяла определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни. Артур старательно помогал Анне.

«Горе от ума» или «Горе уму»?

Равнодушных в классе не было при обсуждении этого проблемного вопроса. Каждый старался высказать свое мнение. Драматург Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека»… Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.

Тема урока «Трагическое одиночество Чацкого». На вопрос: «Согласны ли вы с такой формулировкой?» - ответы были разные.

Михаил защищал Чацкого, для которого идеал не Максим Максимыч, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность. Чацкий за единение интеллигенции с народом. Называет его «умным» и «бодрым», т.е. жизнедеятельным. Речь у Михаила грамотная, выразительная.
Неплохо умеет говорить Степан. Ему нравится, что Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто их высказывать. Чацкий спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».

Анна немногословна, но говорит с достоинством, грамотно.

Тимофей и Артур больше слушают, высказывают свое мнение редко.

Урок прошел незаметно. Мнение девятиклассников было единодушным: таких людей, как Чацкий, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

Цели урока:
- совершенствовать навыки анализа произведения;
- расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии;
- определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа;
- показать значение пьесы для русской литературы;
- выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

            Оборудование:
компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума». Книги А.С. Грибоедова «Горе от ума».

            План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Проверка домашнего задания (индивидуальное задания).
  4. Сообщение новой темы:

- беседа по вопросам с привлечением текста;
- просмотр видеофрагмента.
5.   Проблемный вопрос.
6.   Слово учителя.
7.   Итог урока.
8.   Домашнее задание.

      Ход урока.
Тест по содержанию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». Это известное высказывание А.С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.
«Грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний») надо закончить. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Скромна, а ничего, кроме _______

/проказ и ветру на уме/.

  1. У девушек сон

/утренний так тонок/.

  1. Минуй нас пуще всех печалей

/и барский гнев, и барская любовь/.

  1. Нельзя ли для прогулок

/подальше выбрать закоулок/.

  1. Не надобно другого образца,

/когда в глазах пример отца/.

  1. Кто беден,

/тот тебе не пара/.

  1. Подумаешь, как счастье

/своенравно/.

  1. И золотой мешок, и

/метит в генералы/.

  1. Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и

/ездить так далёко/.

  1. Что значит видеть свет! Где ж лучше?

/Где нас нет/.

  1. Когда постранствуешь, воротишься домой,

/и дым Отечества нам сладок и приятен/.

  1. Господствует еще смешенье языков:

/французский с нижегородским/.

  1. Не человек,

/змея/.

  1. Что за комиссия, создатель,

/быть взрослой дочери отцом/.

  1. Служить бы рад,

/прислуживаться тошно/.

  1. Упал он больно,

/встал здорово/.

  1. Чтобы чины добыть,

/есть многие каналы/.

  1. И кто влюблен –

/на все готов/.

  1. Я странен, а

/не странен кто ж/.

  1. Пустейший человек, из

/самых бестолковых/.

  1. Над старостью смеяться

/грех/.

  1. Уж коли зло пресечь: забрать

/все книги бы да сжечь/.

  1. Ба! знакомые

/все лица!/.

  1. Вон из Москвы! Сюда

/я больше не ездок/.

  1. Ум с сердцем

/не в ладу/.

  1. Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот

/чем я людям мил/.

  1. Счастливые

/часов не наблюдают/.

  1. Делить со всяким можно

/смех/.

  1. Он дойдет до степеней известных,

/ведь нынче любят бессловесных/.

  1. Он слова умного

/не выговорил сроду – мне все равно, что за него, что в воду/.

Вступительное слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и … - больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…».

Сообщения учащихся:
Тимофей – Идейный замысел комедии и ее композиция.
Степан – «Век минувший» (фамусовское общество).
План (примерный):

  1. Кто они, защитники старины?
  2. Люди фамусовского круга являются убежденными сторонниками самодержавно-крепостнического строя.
  3. В фамусовском обществе человека ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам.
  4. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей.
  5. Цель в жизни для Фамусова и его гостей – карьера, почести, богатство.
  6. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.
  7. Консервативное общество Фамустовых – крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению.
  8. Воспитание, которое получают представители фамустовского общества, делает их чуждыми своему народу.

Михаил – «Век нынешний» (Александр Андреич Чацкий).
План (примерный):

  1. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века – это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям.
  2. Прослушивание фрагмента (видеоролик) «Монолог Чацкого «А судьи кто?».
  3. Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?
  4. Личная драма Чацкого.

Анна – Артур.
Выразительное чтение и анализ ключевой сцены (д. III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого (выделить определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни, показать роль этой сцены в развитии драматического конфликта комедии).

Обсуждение.
Слово учителя.
В комедии представлены различные типы ума – от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молчалин) до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «Горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим…
Грибоедов:
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Назвав Чацкого умным, а других героев – глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.

Грибоедов показывает горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.

Как известно, Пушкин, высоко оценивший комедию в целом, критически отнесся к ее герою, упрекнув Чацкого в том, что тот произносит свои речи перед фамустовским обществом.

Но этот отзыв великого поэта нельзя считать справедливым. Люди, подобные Чацкому, громили старый мир везде, где это только представлялось возможным. Слово Чацкого было тогда его делом, его заслугой.

Показывая неудачу проповедей Чацкого, Грибоедов показывает, что от слов пора переходить к делу, к действию.

Несмотря на то, что Чацкий терпит неудачу, глубокой ошибкой было бы считать его «лишним человеком», беспочвенным мечтателем, «одиноким протестантом». Сам Чацкий отнюдь не чувствует себя одиноким. В знаменитом монологе «А судьи кто?» он выступает от лица нового поколения.
Где, укажите нам, отечества отцы…

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи.

Кто это – «мы»? Кого имел в виду Чацкий? «Судьям» он противопоставляем молодое поколение, идущее другим путем. Образ «одного из нас» возникает в словах грибоедовского героя.

Враг исканий,
Не требуя ни места, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

Это и двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов, и князь Федор – химик и ботаник, «который чинов не хочет знать», чуждается пустой светской среды, это и профессора, упражняющиеся в «расколах и безверии».

Что Чацкий не одинок, понимает и Фамусов. «Ужасный век! – воскликнул он. – Нынче пуще чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Пафос комедии оптимистичен. Горе от ума испытывает не только Чацкий. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное существование фамусовского общества кончилось. Его  паразитический эгоизм обличили, философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то Фамусовы тоже бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

И, как верно заметил Гончаров, «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим…»

            Вопрос.
Тема нашего урока: «Трагическое одиночество Чацкого». Согласны ли вы с такой формулировкой?
Обсуждение.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: тест (контрольный).
Из книги для преподавателей «Литература. 9 класс. Поурочные планы». Автор – составитель С.Б. Шадрина.
Волгоград, издательство «Учитель», 2014.

Заказать обратный звонок
Запись на обучение
X