Наши родительские собрания
Наши родительские собрания.
Родители школы «Возможность» - полноправные участники образовательного процесса.
Им не надо ждать родительского собрания для того, чтобы узнать об успехах и неудачах своего ребенка или задать вопросы учителю.
Посещение уроков родителями, индивидуальные консультации, встречи с учителями-предметниками, возможность придти посоветоваться, а иногда и пожаловаться – это заложено в системе работы школы «Возможность» с родителями.
Наверное, главной задачей всех наших родительских собраний мы можем назвать следующее: как мы вместе, семья и школа, можем помочь ребенку познавать этот мир, такой многогранный и такой непростой. А самое главное: помочь ребенку себя в нем позиционировать!?
Этой задаче подчинены все наши тематические родительские собрания, которые мы планируем обычно на весь учебный год.
Примерная тематика родительских собраний в 5 классе
В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся; установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы; психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей; понимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников.
Собрание 1.
Вступление в 5 класс
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов
Задачи: познакомить родителей будущих пятиклассников с классом, классным руководителем, педагогами, школой, администрацией, службами школы, а также самих родителей друг с другом, если они незнакомы; помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода ребенка в новые условия учебной деятельности.
Форма проведения: торжественное собрание.
Вопросы для обсуждения: встреча с директором школы и школьной администрацией; самопредставление классного руководителя будущих учеников; визитная карточка семьи пятиклассников; знакомство со службами школы; законы воспитания в семье, какими им быть; анкетирование родителей по теме собрания № 1; родительский тренинг «Ребенок в глазах родителей».
Подготовительная работа: приглашение на собрание представителей школьной администрации; подготовка классным руководителем рассказа о себе; подготовка родителями визитных карточек семьи; полезная информация для родителей (см. приложение); гиперактивные дети дома и в школе (см. приложение).
Оформление класса: кабинет празднично оформлен (его можно украсить рисунками будущих пятиклассников, которые сохранились у учителя начальных классов). На школьной доске — фотографии выпускников, которые учились у данного классного руководителя, добрые пожелания будущим пятиклассникам и их родителям. Уместно использовать хорошую музыку, связанную с темой торжественного собрания. На школьной доске можно поместить плакат, который станет эпиграфом первой встречи родителей и классного руководителя.
Собрание 2.
Трудности адаптации пятиклассников к школе
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации пятиклассников к школе; система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
Подготовительная работа: диагностика учителей (см. приложение); анкетирование родителей (см. приложение); оформление классного кабинета; полезная информация (см. приложение); рекомендации для родителей (см. приложение).
Оформление класса: на школьной доске — тема собрания; к собранию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе»; родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы — пятиклассники»; если родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать видеофильм.
Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Обсуждение первых впечатлений:
Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств».
3. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»
Врач школы, школьный психолог знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:
* изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
* быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
* изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
4. Рекомендации для родителей.
5. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
6. Рекомендации для родителей.
7. Подведение итогов.
Собрание 3.
О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Форма проведения: встреча с учителями-предметниками.
Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников ; полезная информация для родителей; памятки «Как готовить домашнее задание»; диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания; подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки»; выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий; подготовка газетных статей по теме собрания.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.
2. Статистика и данные психологических исследований.
3. Изучение и обсуждение назначения домашнего задания.
Главное назначение домашнего задания:
* воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
* овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
* формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
* формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
4. Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме
собрания.
* классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований;
* обсуждение полученных результатов;
* консультация учителей-предметников;
* комментарий учителей и родителей по требованиям к домашним заданиям.
5. На заметку учителю.
6. На заметку родителям.
7. Подведение итогов.
Собрание 4.
О детском одиночестве
Поначалу дети любят своих родителей, со временем, однако, они начинают их судить и редко, очень редко прощают.
Оскар Уайльд
Задачи: обсудить с родителями проблему детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка; показать родителям значение общения с детьми для становления и развития ребенка.
Форма проведения: семейный клуб.
Вопросы для обсуждения: как и сколько нужно общаться с ребенком, чтобы он не чувствовал себя одиноким; как стать одновременно успешным профессионалом и успешным родителем; какие могут быть последствия детского одиночества?
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей по теме собрания; учащиеся готовят выставку акварельных картин «Выходной день в моей семье»; написание сочинения «Вечер в ожидании папы и мамы...»; классный час «Рабочий день моих родителей»; разработка памятки для родителей .
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.
2. Знакомит родителей с результатами опроса детей, проведенного в классе.
3. Обсуждения результатов опроса.
4. Дискуссия родителей по следующим вопросам:
* как и сколько нужно общаться с ребенком, чтобы он не чувствовал себя одиноким?
* как стать одновременно успешным профессионалом и успешным родителем?
* какие последствия детского одиночества могут быть?
5. Презентация психолога по теме собрания.
Знакомство родителей с памяткой по данной проблеме и обсуждение ее.
6.Просмотр видеозаписи классного часа, во время которого дети читают шутливое стихотворение родителям.
7. Чтение сочинений учащихся «Вечер в ожидании папы и мамы» и просит их высказать свое мнение о прочитанных работах. Каждый родитель читает сочинение своего ребенка.
8. Подведение итогов.