Уровень успеваемости класса и количество детей в нем: есть ли связь?
В школах России не всегда складывается однозначная и приемлемая ситуация с наполняемостью классов. В одни годы численность детей, приходящих на учебу, невелика, что позволяет администрации учебных заведений придерживаться норм СЭС, формируя группы из 20-25 человек.
В другие годы, количество первоклашек поистине огромно, что иногда вынуждает директоров значительно повышать число учеников в классах. В отдельных случаях эта цифра приближается к отметке «30» и даже превышает ее, что противоречит нормам и на поверку снижает качество обучения.
Коррелируют ли успеваемость и количество детей в классе, скажем, частной начальной школы? Ответ «да». Группы учеников, списки которых насчитывают до 25 детей, являются наиболее перспективным вариантом получения знаний:
- Учителю предоставляется максимум возможностей для поиска подхода к каждому. Законных 45 минут урока ему хватает для полноценной работы с каждым.
- При минимальном количестве учащихся педагогу не приходится рассеивать внимание и половину занятия тратить на успокаивание, отслеживание дисциплины, приведение класса в порядок.
- Минимум учеников позволяет в оперативном режиме проводить опросы, быстрее проверять домашние задания, а также тратить меньше времени на удовлетворение любопытства после объяснения новой темы. Как следствие, у педагога, работающего с малым коллективом, остается время для внедрения дополнительных видов деятельности на уроке.
Если же детей в классном помещении не менее 3-х десятков, чего при обучении в частной школе нет, то только на поверхностный опрос каждого из них (если выделять на ответ – по 1 минуте) уйдет 30 минут, а это уже две трети урока! На изложение нового материала времени практически не остается. Предсказуемо, что уровень знаний у учеников таких классов по итогу будет ниже.
Частная школа «Возможность»: идеальные условия для занятий
Приватные образовательные учреждения априори задействуют более серьезный подход к передаче знаний. В таких приняты более жесткие требования к наполняемости классов. Число детей в каждой учебной группе обычно не превышает 10-15ти человек. Это открывает перед педагогом большие возможности, например, позволяет:
- привлекать учеников к интенсивной деятельности на уроке;
- узнавать проблемы, появляющиеся в ходе обучения, и попутно решать их;
- давать (всем!) время для выступления на уроке;
- уделять опросу нужное количество времени.
Статистика фиксирует факт того, что именно в частных школах сегодня качество подготовки намного выше, чем в государственных. Малочисленные классы – одна из центральных причин такого положения дел.