Оптимальная продолжительность учебного дня в школе: цифры и пояснения
Утомляемость учеников во время учебного дня не способствует усвоению знаний. Учеба – это работа, ежедневная работа учеников над собой, поиск информации, её усвоение, контрольные и лабораторные. Всё это требует усилий. Чтобы помочь учащимся адаптироваться к условиям пребывания в школе разработаны "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
Что надо контролировать?
Санитарно-эпидемиологические требования регламентируют все аспекты школьной жизни в годовом, четвертном и дневном измерении. Во время учебного дня устанавливаются:
- Время начала уроков.
- Временные рамки перемены.
- Продолжительность академического часа.
- Время приёма пищи.
- Очерёдность предметов в зависимости от нагрузки.
- Количество проверочных работ (контрольных, лабораторных, самостоятельных).
- Временные рамки факультативных занятий.
Это документ, действующий на всей территории РФ. Частные школы отходят от этих норм в сторону уменьшения нагрузок, но базовым требованиям распорядок дня в частном учебном заведении соответствует.
Распорядок дня в частной школе
График учебного дня в частной школе не такой, как в государственной школе и не противоречит действующим предписаниям и санитарным нормам. Во-первых, такое отличие связано с наличием режима полного дня. Во-вторых, при разработке графика частная школа руководствуется международными научными исследованиями в области познавательных способностей ребёнка.
Если дошкольное учебное заведение соединено со школой, то и здесь присутствуют закономерные изменения. Начало занятий устанавливается с 9:00, если в школе предусмотрен режим полного дня, то учебный день завершается в 18:00.
Продолжительность 1 академического часа
Академический час – это основа учебного процесса в школе. Основную нагрузку ученики получают во время проведения уроков, поэтому их продолжительность ограничивается с учетом усреднённых познавательных способностей детей. Конечно, предусмотрена возрастная градация:
- Для первого полугодия 1 класса длительность академического часа устанавливается в рамках 35 минут.
- Во втором полугодии 1 класса академический час длится 40 минут.
- Такие же временные рамки устанавливаются и для учащихся других классов, включая 10 и 11.
Для первоклашек в середине учебного дня (обычно после 2 урока) обязательно устанавливается динамическая пауза, которая по времени занимает один академический час. 40 минут урока оказывается достаточно для раскрытия темы учителем, проверки ДЗ и полезных дискуссий. Для малочисленных классов в частных школах нет необходимости продлевать урок, а учащиеся получают больше времени для отдыха на перемене.
Сколько длятся перемены?
Завтрак в частных школах обычно проводится после первого урока. Такое решение устанавливает первую перемену продолжительностью 15-20 минут.
- Остальные перемены в начальной школе длятся не менее 10 минут.
- Для первоклассников в течение 1-го полугодия обеспечивается дневной сон продолжительностью 1 час после окончания уроков.
- В старшей школе в середине учебного дня (обычно после третьего урока) – большая перемена на 20-25 минут.
- По завершении уроков (обычно после шестого урока) для старшей школы также проводится динамическая пауза (от 40 до 45 минут).
Сколько времени тратить на еду в школьной столовой?
Питание в частных школах, работающих в режиме полного дня трехразовое.
- Время для завтрака устанавливается после первого урока (обычно в 9:40). Диетологи настаивают на столь позднем завтраке ввиду специфики организма. После первого урока просыпается здоровый аппетит, детский или подростковый организм подготавливается к полному усвоению питательных веществ.
- Обед для младшей школы устанавливается по окончанию уроков (после 4 или 5 урока);
- Обед для старшей школы – это время большой динамической паузы (обычно после 6 урока).
Равномерное распределение приёмов пищи в течение дня полезно, а постоянство графика приводит к необходимому привыканию. Третий приём пищи – полдник. Он проходит во время внеурочной деятельности.
Школа «Возможность» не стала исключением и придерживается оптимального графика дня. При разработке учебного дня брались во внимание «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», современные отечественные научные исследования психологов и диетологов, а также опыт зарубежных учёных. Все ученики школы получают нормированные нагрузки по учёбе, гарантированно получают отдых между уроками, а также питаются с учётом возрастных потребностей организма.