Думать – полезно. Развитие аналитического мышления у школьников

Способность аналитической оценки информации присуща каждому человеку, но эффективность такого мышления индивидуальна и зависит от многих факторов. Первый и важнейший из них – это развитие аналитических навыков, второй – фактический запас информации для анализа. И первое, и второе требует усиленного внимания – в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем – индивидуальных усилий со стороны личности.

Что такое аналитическое мышление?

Аналитическое мышление в общем смысле – это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:

  • Разделение информации на составные части
  • Всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом
  • Получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации
  • Если решается задача, то продумываются варианты решения
  • Далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько).

Именно так действует аналитическое мышление, независимо от возраста. Как видим важность навыков анализа, а также фактически накопленной информации не поддаётся сомнению. Понятно, что аналитическое мышление не может развиваться самостоятельно без остальных разновидностей мышления.

image011

Задача дошкольных и школьных учебных заведений развивать детей гармонично, учитывая все особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто не возможны.

Формы и методы развития аналитического мышления

Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма – осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст

Понятно, что в детском возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно мотивировать ребёнка развиваться.

  • 3,4 года. Активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы
  • 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы несложные загадки, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, возможны ребусы

Дошкольный возраст

Школа «Возможность» активно практикует такие методики в рамках своего дошкольного учебного заведения.

Средняя и старшая школы

В рамках средней и старшей школы также проводится масса мероприятий, направленных на развитие логического, критического и аналитического мышления учеников. Учебный курс и фрагменты модульной программы справляются со своей задачей, но огромная роль отводится внеурочной деятельности:

Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети познают мир» (появился в частной школе «Возможность» в 2005 году) способствует расширению кругозора учащихся. Этот проект включает в себя набор тем для исследовательской деятельности в рамках любимого предмета в течение года.

Средняя и старшая школы

  • Практикуются индивидуальные и коллективные исследования.
  • Экскурсии по столице и области также полны полезной информации для аналитического, логического и критического мышления.
  • Юмористические конкурсы помогают развивать остроумие.
  • Неделя естественных наук и конкурс грамотеев помогают накопить фактическую информацию об окружающей мире, развивают память, сообразительность, а также логическое мышление, без которых аналитические умозаключения были бы затруднительны.

Школа «Возможность» готовит эрудированных учеников нового поколения, которые не лишены чувства юмора, способны делать ответственный выбор, решать жизненные проблемы и задачи, а также добиваться успехов в своих начинаниях.

Заказать обратный звонок
Запись на обучение
X