Что такое модульная программа обучения и каковы её преимущества?
Словосочетание «модульная программа обучения» подразумевает увеличение самостоятельности ученика во время учёбы. В рамках модулей ученик должен научиться искать нужную информацию и использовать её для получения знаний в рамках учебной программы.
В общем смысле модульная система предполагает переход от иллюстративного и объяснительного способа обучения к деятельностному. То есть ученик становится активным субъектом образовательного процесса.
Сущность и технология модульной программы обучения
Модульная технология – это разновидность блочного обучения. Курс учебного предмета разделяется на тематические блоки учителем на основании общей программы обучения (распределяются часы для большего комфорта усвоения материала).
Индивидуально-дифференцированный курс (модули) позволяет более тонко регулировать процесс обучения: его темп и содержание в тесной привязке к познавательным способностям ученика.Составные части модуля:
- Учебная цель
- Учебный материал, утверждённый учебной программой
- Методические рекомендации (как достигнуть цели)
- Практика для формирования необходимых умений и навыков
- Контрольная работа, которая позволит проверить полноту достижения учебной цели
Эффективность обучения при должной реализации модулей будет гораздо лучше, если ученик будет получать знания сам. Роль учителя сводится к задаче мотиватора, консультанта, организатора и, конечно, контролёра. Это основные отличия модульных уроков по сравнению с классической школой.
Преимущества модульных программ обучения
Смена ролей ученика и учителя, а также большая самостоятельность учащихся – это главные особенности модульной программы в начальной, средней и старшей школах. Такое положение дел выделяет и ряд других особенностей:
- Наряду с самостоятельной от учителя работой формируются более тесные товарищеские отношения (учащиеся больше общаются друг с другом в поисках ответов на поставленные вопросы, они советуются, помогают друг другу)
- Общая цель учебного курса разбивается на более очевидные и понятные, что особенно актуально для учеников средней школы (им легче сориентироваться во время поиска информации, а также во время очередного контроля)
- Исчезает значительный раздражитель учеников – классическая оценка (система баллов просто отражает активность на уроках и не является «приговором»)
- Домашнее задание в классическом понимании также устраняется, а на дом может задаваться только повторение не усвоенного на уроке материала
- Активизируются способности учеников через творческие задания, которые также оцениваются
- Высокая мотивация учащихся (баллы, творческие задания, лёгкость усвоения, индивидуализация учебного плана) способствует занятости учеников, что прямо влияет на благоприятную дисциплину на уроках
Важно!Каждую минуту рядом с учениками находится учитель, который всегда готов дать подсказку и дополнительное пояснение по изучаемой теме. Это главное право ученика. Он не остаётся один с кучей академических рекомендаций и непонятных целей. Цель модуля всегда точно и доходчиво поясняется учителем.
Безусловно, подготовка модулей – это трудоёмкий процесс для учителя. В частной школе «Возможность» практикуются элементы модульных программ обучения. Основная роль отводится индивидуализации курса. Так более результативно достигается самостоятельность учеников, формируется их зона ответственности, а главное усваивается необходимый объём знаний и даже сверх того благодаря творческим заданиям и азам научного поиска.